Режим работы:
Очки и маски
Гамаши
Ремни
Средства по уходу за одеждой
Одежда для водного спорта

Мальта и Гозо

12 Июн 2013

Общие ведомости про Мальту

Первая мысль, пришедшая мне в голову при виде мальтийского сельского пейзажа, была о том, что газонокосилка – не самый популярный среди местного населения предмет. Сухой, пустынный и скалистый… пожалуй, никакой другой пейзаж не мог бы сильнее контрастировать с мягкими зелеными просторами Дании, которые мы покинули всего четыре часа назад. Тем не менее, это казалось удивительно привлекательным и совершенно непохожим на все, что я видел до того. Все вокруг говорило об истории и древности. Вековые каменные стены рассекали холмы, в то время как известняковые здания, казалось, сливались с ландшафтом, а не отделялись от него. Лучи заходящего солнца окрашивали все в ослепительный оранжевый цвет, создавая ощущение чего-то вечного, напоминающего скорее что-то североафриканское или ближневосточное. Я сразу понял, что впереди замечательная неделя, во время которой, кроме всего, меня ждет еще и дайвинг!

Занимая стратегическое положение на торговом пути между Европой и Африкой, Мальта на протяжении своей 7000-летней истории постоянно завоевывалась и заселялась многочисленными цивилизациями, начиная с людей времен неолита до финикийцев, арабов, турок, французов и англичан. На этих островах, наполненных духом истории, обнаруживается удивительный сплав культурных, кулинарных и языковых традиций, которые все вместе создают особый, неповторимый местный дух и колорит.

Мой путеводитель, как оказалось, не шутил – Мальта действительно оказалась крошечной. Пока самолет заходил на посадку, я смог без труда разглядеть весь архипелаг из иллюминатора, даже не вытягивая шеи.

И вот я на месте

По прибытии мы отправились в дайв-центр «Сент-Эндрюс». Я был несколько разочарован, узнав, что будем делать лишь по два погружения в день, но очень скоро понял, что Гозо – это место, где погружения отличаются от всего, испытанного мной до сих пор. Даже путь до дайв-сайтов сам по себе уже являлся частью приключения! До большинства из 54 сайтов можно добраться на авто, катер требуется только в некоторых случаях. А вот если в погружении участвуют 10 или больше дайверов, то придется озаботиться несколькими машинами и серьезной организацией мероприятия. К счастью, из-за небольших размеров острова дорога до любого сайта займет не более 20 минут – и на машине, и на катере.

Марк, представитель дайв-центра, решил, что наше первое погружение пройдет во второй половине дня на соседнем острове Комино. Загрузившись в его автомобиль, мы отправились к пристани в бухту Мджарр, куда вчера вечером прибыли паромом. Здесь пересели на катер, который быстро перевез нас на Комино. К тому времени все уже были готовы к погружению, и я понял, почему в планах их было только по два в день!
Расположенный между Мальтой и Гозо крошечный островок Комино может похвастаться постоянным населением всего из четырех человек. Окруженный скалами, он является домом для ослепительной Голубой лагуны, где сочетание мельчайшего белого песка и удивительно прозрачной воды создает у ныряльщика впечатление гигантского бассейна.

Карты для GPS навигаторов и смартфонов
смотреть онлайн спутниковые карты карта Оренбургской области

Дайвинг на Мальте

Целью нашей поездки был мыс Лантерн в юго-западном углу острова. Катер встал на якорь, и мы спустились на 6 метров на низкий скалистый уступ. К счастью, мой двухмиллиметровый гидрокостюм оказался более чем комфортным в 25-градусной воде. Я был сразу же поражен видом рифа, совершенно иного, чем те, что я видел в тропиках. Ветвистые кораллы и пышная зеленая растительность покрывали склоны, уподобляясь наземным травянистым холмам. Повторяя рисунок изрезанной береговой линии сверху, осыпавшиеся валуны сформировали сеть из огромных пещер с кривыми, но очень увлекательными маршрутами. Ближе к концу мы вошли в большую пещеру на 16 метрах и всплыли через трубу в известняковой плите.

На следующее утро в дайв-центре Марк познакомил нас с Дино, который должен был стать нашим гидом и водителем на оставшуюся часть недели. Он предложил Голубую дыру в качестве первого сайта на сегодня. Точка, расположенная на мысе Дуэйра, оказалась в 15 минутах езды от Шленди. Этот самый популярный дайв-сайт Гозо представляет собой большое круглое отверстие в известняковой скале, образовывающее большой и чистый скальный бассейн. Перед ним располагается Лазурное окно – колоссальных размеров арка, один из самых привлекательных для фотографов природных объектов на Мальте. Но нас опередила довольно большая группа немецких дайверов, да и условия были не лучшими,поэтому Дино посоветовал пропустить это погружение, и мы поехали к более спокойному Шленди Бей.

В снаряжении нам пришлось немного пройти к месту входа – маленькой лесенке, прикрученной к скале. Хотя поверхность воды и была спокойной, видимость составляла всего несколько метров. Нам удалось разглядеть несколько интересных скорпен, включая особо фотогеничных оранжевых.

Будь проклят широкоугольный объектив! Самыми заметными жителями рифа были многочисленные жгучие черви. Синевато-серые, мохнатые из-за многочисленных белых волосков, некоторые экземпляры достигали почти трети метра в длину. Позже, в дайв-центре, Марк рассказал про одного несчастного шведского дайвера, который так увлекся «милыми червячками», что положил одного себе на руку, чтобы сфотографировать. На следующий день она раздулась до размеров руки Моряка Попая и потребовала серьезного медицинского вмешательства. Так что помните, дайверы: смотреть можно, трогать – нет!

Следующим пунктом было место затопления буксира «Рози» – недалеко от Мальты, через канал, расположенный близ паромной переправы у курорта Чиркева. Он был затоплен в 1991 году для привлечения туристов к подводным экскурсиям на батискафах. Теперь, хотя таких экскурсий уже давно не проводят, это место популярно среди дайверов.

…Я вошел в воду гигантским шагом и был сразу поражен видимостью: 30 и более метров, с ярко-голубой тропической водой, не идущей ни в какое сравнение с мутными водами Шленди Бей. На глубине 30 м на песчаных просторах обжились разнообразные яркие обитатели морского дна. Судно, как магнит, притягивало рыб, таких как хромисы, лещи, артерины, и я провел дополнительные полчаса, фотографируя. Но у моего компьютера было свое мнение, и довольно скоро пришлось всплывать. По пути к остановке безопасности мы прошли сквозь крупных размеров подводную арку. Но какой бы впечатляющей она ни была, позже я обнаружил, что она всего лишь «меньшая сестра» другой, значительно более крупной. Уже на борту лодки Дино невзначай сообщил нам, что видимость в этот день была всего лишь средняя, а иногда она доходит до 50 метров.

Погружения продолжаются

Следующее место для погружений Дино предложил неподалеку от Внутреннего моря. Появившийся миллионы лет назад в результате обрушения огромной известняковой пещеры тоннель соединил мелководную лагуну с морем стометровым проходом сквозь скалы. Собравшись и загрузив снаряжение в Land Rover, мы отправились к пристани, которая была уже битком набита дайверами. Находясь по пояс в воде, Дино заметил, что это будет самое легкое из всех погружений на этой неделе. Комментарий имел какой-то явно зловещий подтекст...

С самого начала погружаться пришлось вертикально и быстро из-за нескончаемого потока туристических катеров. Но уже на входе нас ждало удивительное зрелище: мимо прошла процессия дайверов, выглядевших, словно карлики, на фоне необъятного тоннеля; они вырисовывались на нем голубой лентой, движущейся к выходу. Здесь, на глубине 18 м, уж точно не было никакой опасности с чем-либо столкнуться! Двигаясь дальше, мы попали в открытый океан, где видимость достигала 30 м. И справа, и слева поверхности скал были испещрены вертикальными трещинами, в то время как бурная зеленая растительность и губки оплетали стены. По спокойной воде можно проплыть весь путь до Голубой дыры.

Вернувшись в Шленди, мы были счастливы обнаружить нашу лодку, заякоренную около дайв-центра. Оставалось около полутора часов свободного времени до следующего погружения – достаточно для неторопливого ланча.

После обеда лодка была переполнена, так как мы направлялись к Крокодильей скале, расположенной в море недалеко от мыса Дуэйра, и достаточно не гламурно названной скале Фунгус (Плесневая). Путь вдоль возвышающихся известняковых скал был живописным, хотя и крайне быстрым. Кинув якорь на вершине рифа, мы спустились к скальной платформе на 7 метров. Южный край скалы, окаймляющий риф, оказался природным односторонним амфитеатром, отвесно уходящим в глубину. Средиземноморские барракуды, плавающие в прозрачной воде, составили нам компанию. Безразличные к нашему присутствию, они легко подпускали достаточно близко, предоставляя бесконечные возможности для фотосъемки. А головокружительные скалы вместе с тридцатиметровой видимостью сделали это погружение поистине захватывающим! Словно огромные подводные образования, возвышались над дайверами впереди морские лещи; арусы и рыбы-попугаи маячили сзади. По пути мы прошли сквозь группу мелких медуз, пульсирующих в голубом мареве, позже оказавшихся ювенильной стадией «португальского кораблика». К счастью, я не стал подходить слишком близко!

Возврат в Голубую дыру

Учитывая, что оставалось совсем немного дней, мы решили еще раз попытать счастья в Голубой дыре следующим утром. Чтобы избежать утренней гонки, приехали рано, и на третий раз нам повезло: условия были идеальными. Хотя добраться до воды оказалось отдельной историей! После плоского скального уступа и спуска по металлическим ступеням дорога стала значительно более напряженной. Карабкаясь по многочисленным влажным, острым камням через трещины в известняке, я только и думал о том, как бы не оступиться! Наконец, дойдя до воды, мы опустились на 8 метров к проходу, отражающему Лазурное окно наверху. Реальные размеры свода стало возможно оценить только после того, как группа дайверов пройдет под ним. От масштабов просто отвисла челюсть! Дино проводил нас к огромной подводной пещере. Внутри мы опустились до 21 метра, где в лучи наших фонарей попала пара здоровенных груперов, лежащих на плоском песчаном дне. Потревоженные вторжением, они быстро удалились в более темное и безопасное место. Пятидесятиминутное погружение показалось ну уж слишком коротким!

Экскурсия по городу

На следующий день мы решили сделать перерыв и посмотреть наземные достопримечательности Гозо. Первую остановку сделали в выдающемся храмовом комплексе Джигантия (в переводе – «Грот гиганта»), расположенном рядом с деревней Шара. Джигантия состоит из двух храмов, являющихся крупнейшими мегалитическими святынями Мальты. Один из них, по оценкам, был построен между 3600 и 3000 гг. до н.э. и является самой старой каменной постройкой в мире, опережая египетские пирамиды на сотни лет. Согласно легенде, стены храма были сложены в течение одного дня и одной ночи женщиной-гигантом по имени Сансуна. Археологи полагают, что храм был посвящен богине земли и плодородия, которой поклонялись древние мальтийцы. До сих пор остается загадкой, как они могли транспортировать и поднимать громадные глыбы весом более тонны.

Погружение на затопленное судно

Для заключительного дня Дино рекомендовал еще один сайт с затопленным судном – «Карвела». И, как обычно, день начался со здоровой зарядки, потому как до входа в воду еще надо было добраться. После спуска по ступенькам, высеченным в скале, мы пересекли серию скальных плит, которые, к счастью, оказались не столь зубчатыми, как те, что на входе в Голубую дыру. Так как надеть снаряжение мы собирались у кромки воды, понадобилось несколько ходок, чтобы перенести все необходимое вниз.

Через несколько минут спуска по склону из мрака появился силуэт судна. «Карвела» представлял собой пятидесятиметровый пассажирский паром, затопленный в 2006 году для создания искусственного рифа (не так глубоко, как в Шленди, на глубине 35 м). Хотя проявления жизни тут крайне бедные, погружение было увлекательным. Здесь можно было войти в рубку, где Дино предложил сфотографироваться. Также обнаружили первого за неделю голожаберного моллюска, красивейшую розовую флабеллину (которую я умудрился не заметить). Благодаря глубине я бродил от верхних палуб к носу судна и позже обнаружил, что мы пропустили удивительное зрелище – старинный «Фольксваген-жук», затопленный здесь же, над спардеком парома!

В сопровождении корабля-призрака мы нехотя поднялись по ближайшему склону на мелководье. На сочных «лугах» зостеры хозяйничали многочисленные рыбы. Расположенные на дне небольшие хребты из нависающих скал служили домом для бесчисленных тварей, включая красных скорпен, червей, осьминогов и даже маленьких каракатиц.

Домой

После замечательных шести дней погружений пришло время попрощаться с Гозо. Далее было путешествие на пароме до главного острова, где пришлось сразу же заняться проблемой размещения на ночь. Мы поселились в отеле «Сан Антонио», что в заливе Сент-Поль (St. Paul). Наш последний день на Мальте оказался крайне насыщенным. Стоит упомянуть Валетту, столицу государства. Основанный рыцарями ордена Святого Иоанна в 1566 году город является одним из первых в Европе, возведенных по плану. Небольшая прогулка привела нас в Верхние сады Барракка, созданные в XVI веке. Здесь можно отдохнуть от суеты Валетты, в то время как смотровая площадка предлагает потрясающие панорамы города и бухты.

За время поездки мы сделали в общей сложности девять погружений в непохожих средах, каждое из которых оставило самые разнообразные впечатления. Хотя ихтиофауна здесь оказалась беднее, чем та, с которой я столкнулся в Азии, зрелищные подводные пейзажи и удивительная прозрачность сделали дайвинг истинным удовольствием. Из-за одной только знаменательной истории, дружелюбных людей и роскошной еды я бы, не задумываясь, приехал сюда еще раз.

Мальта – маленький остров, но в плане привлекательности – огромный мир!

По материалам журнала IVdigital

Категории

Статьи (1)
Туристическое снаряжение и его выбор (34)
Снаряжение для альпинистов, скалолазов и спелеологов (3)
Снаряжение для отдыха, рыбалки и охоты (6)
Снаряжение для пешеходного туризма (12)
Снаряжение для автомобильного туризма и кемпинга (3)
Туристическое снаряжение (10)
Красивые и яркие места Украины (1)
Интересные места для отдыха на природе (1)
Статьи о красивых и ярких местах зарубежом (12)
Отдых на воде (2)
Где стоит побывать (10)
Я в поход с собой беру …! Что и сколько брать с собой (5)
Перечень необходимых вещей для пешеходных походов (3)
Советы по снаряжению (2)
Полезная информация (85)
Советы и многое другое (85)
Отчеты (2)
Отчеты о событиях и походах (1)